Завязка сериала строится на стремлении Дурьодханы к обретению власти, а вместе с ним и к сопутствующим  богатствам. На самом деле, под процветанием в Ведах подразумеваются не только деньги. Это и комфортное роскошное жильё, и средства передвижения, и разнообразная пища, а также хорошая одежда.

 

 

Существует два вида этики – это этика личности и этика характера. Представьте себе, что это вот некая вершина такого айсберга. И вот эта вершина, вот эта верхняя часть, которая нами наблюдается, – это этика личности. Мы можем здесь быть красивыми, привлекательными, выглядеть очень разумными, хорошо обученными, уметь общаться. Это неплохие вещи. Но есть этика характера, это глубинная вещь. И вот тут и кроются все наши проблемы или, наоборот, наши ресурсы. И не всегда на первый взгляд понятно, какой человек. Но, на самом деле, доверие мы испытываем лишь к тем людям, у которых хороший характер.

Этика характера – это глубинная вещь, но она фундаментальная. То, что мы сами собой как личности представляем. А этика личности – это личина, лицо, то, как мы выглядим. Парадигма – это некая карта местности, наше видение реальности, точка зрения, точка отсчёта, призма, через которую мы смотрим на мир. И мы говорили о той парадигме, которая будет фундаментом для всей нашей работы, для всего нашего обсуждения. Это парадигма «изнутри наружу», что, меняясь внутри, мы вызываем, соответственно, изменения какие-то внешние. А не так, что мы меняем внешнее, много тратим сил на внешние перемены и это как-то на нас влияет. С одной стороны, конечно, как обусловленные внешними условиями люди, мы зависим от окружающих нас обстоятельств. Но перемена обстоятельств в лучшую сторону возможна тогда, когда мы меняем внутри себя что-то.

Далее мы дали определение эффективности. Мы говорили, что эффективность – это баланс между результатом и ресурсами и средствами, которые вкладываются в получение этого результата. Мы говорили о различных видах ресурсов: физических, финансовых, человеческих. Мы говорили также о навыке и об уровнях компетенции: уровень неосознанной некомпетенции, уровень осознанной некопетенции, уровень осознанной компетенции, уровень неосознанной компетенции – это уровень навыков, собственно говоря. Мы также обсуждали то, из чего складывается навык. Навык формируется благодаря наличию трёх компонентов: желание, знание и действие. Желание означает, что мы должны понимать, зачем нам это нужно. Если у нас есть желание что-то там изменить, у нас есть эта энергия внутренняя. Знание: мы знаем, как изменить. И действие означает: мы должны действовать, и в процессе времени мы обретаем желаемый навык, который уже соответственно улучшает нашу жизнь.

Далее мы также говорили о неких наших внутренних парадигмах по отношению к окружающему миру. Мы говорили, что есть «ты-парадигма». Это состояние потребительской зависимости. Означает, что все должны мне. Т.е. я ожидаю изменений в других, я в состоянии претензии нахожусь по отношению к окружающим. Есть парадигма «я». Это парадигма независимости. И есть парадигма взаимозависимости. Это уже вершина, так сказать, некое совершенство, некий результат, к которому мы можем прийти. Мы говорили, что в отношения взаимозависимости может вступить лишь только независимый человек, который вышел из состояния вот этой вот потребительской зависимости.

Мы обсуждали вот эту логическую цепочку:

«Посеешь мысль – пожнёшь поступок. Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

То есть это означает, что внешняя наша жизнь связана с тем, что мы собой как личности представляем, с качествами характера. И доверие без хорошего характера невозможно. Собственно говоря, доверие складывается из двух составляющих. Первая составляющая – это как раз и есть хороший характер. Это означает, что в характере человека присутствуют три составляющих.

Первое – это зрелость.

Зрелость означает баланс между смелостью и чувствительностью. Или правильнее будет сказать чувствительностью к другим, их потребностям, к их задачам, внимательность к другим людям. И смелостью проявлять себя, настоять на своём. То есть зрелый человек – это тот, кто чувствителен, в первую очередь, к другим людям, но при этом он смел чтобы проявлять себя. Зачастую мы видим, что у нас бывает некий перекос в ту или другую сторону. Мы можем быть черезмерно чувствительными. Знаете, есть люди такие, которые: «Ой, не дай Бог! А что он скажет? А что он подумает? Что люди скажут? Как он к этому отнесётся?» и так далее. И мы можем слишком погрузиться в это состояние неуверенности, заниженной самооценки. Результат этого – постоянная неудовлетворённость собой. Другие люди, как правило, пользуются этим. Т.е. мы чувствуем вот это вот: «Они меня не уважают». Заниженная самооценка, она разрушает наш внутренний мир. И есть другая крайность. Тоже может быть, когда мы черезмерно смелы в проявлении себя, но не чувствительны к другим. То есть главное – это моя задача. Главное – это мне протолкнуть свою цель, получить своё желаемое. Это эгоизм. В каком-то смысле эгоизм должен быть. Иными словами, зрелость – это некое состояние такого здорового эгоизма, в хорошем смысле эгоизма. Т.е. у человека должно быть сильным эго. Если вы посмотрите, человек, у которого сильное эго, он ходит с прямой спиной. Обращали внимание? Смотрите, как ходят люди, которые умеют проявлять себя в этом мире. Но это эго должно быть здоровым. Это означает, что мы должны быть чувствительны к другим людям. Понимать, что у них тоже есть потребности, у них тоже есть какие-то цели, чувствовать их. Способность некая должна быть к сопереживанию. Всё это является частью зрелости.

Вторая составляющая хорошего характера – это цельность натуры.

В самом слове цельность уже заложено определение, что это такое. Это человек, который имеет цели. Если он имеет цели, то он не изменяет себе, знает, что он хочет, выглядит уверенно, спокойный, внушает доверие. Доверие без хорошего характера невозможно. Мы можем доверять лишь только человеку, у которого есть хороший характер, который зрелый. Если человек не чувствителен к нам, к нашим потребностям, но черезмерно чувствителен к себе, мы не можем ему доверять. Но также, если он не способен проявлять себя, не способен, так сказать, быть смелым, мы тоже теряем к нему интерес. Это в отношениях часто бывает. Как правило, такая вещь всегда в каком-то смысле наказуема. В отношениях бывает: женщина вкладывает, вкладывает, в своего мужа, например. Как правило, люди с заниженной самооценкой, они очень много делают для других. И внешне это выглядит как нечто позитивное. Это же хорошо, когда человек действует ради блага других. Но что является его мотивом? То есть зачастую они просто пытаются получить какое-то внимание к себе и надеются на то, что рано или поздно этот человек обратит на меня своё внимание и поймёт, что у меня тоже потребности есть. Но этого не происходит зачастую. То есть чаще всего этого не происходит. И такой вот человек вкладывает, вкладывает в отношения и ожидает, что рано или поздно ему ответят взаимностью. Но человек уходит. Есть такой баланс, один из принципов – баланс между брать и отдавать. В отношениях он очень важен. Если этот баланс нарушается, то отношения разрушаются. Подобно тому, как кредитор вкладывает, даёт в долг много денег какому-то человеку, но у него нечем отдать и он уходит. Он, видя его на противоположной стороне улицы, переходит, прячется, потому что он не хочет возвращать, не может возвращать.

Вот это то, что касается зрелости. Цельность определяется, как способность думать, говорить и действовать одинаково. Человек, у которого есть цель, он способен фокусироваться, собираться свои внутренние резервы и действия свои подчинять этой цели. Не так, что в мыслях у него одно, говорит он другое, делает третье, или у него может быть какая-то там двойная бухгалтерия во всех делах. То есть непонятно какой человек, не знаешь, с какой стороны к нему подойти, с двойным дном человек. Мы теряем доверие к таким людям. Люди, у которых есть цель, которые думают, говорят и действуют одинаково, мы доверяем им. Даже если может быть эта цель нам и не очень подходит, но, по крайней мере, этот человек вызывает уважение, и мы можем как-то с ним сотрудничать, потому что он стабилен.

И третья составляющая хорошего характера называется менталитетом изобилия.

Это означает, что в этом мире всем всего хватит. И всё, что необходимо мне, я не утрачу и всегда получу. То есть незачем сражаться, незачем постоянно конкурировать. Означает, что мои деньги от меня не уйдут. Их всем хватит. Мне незачем излишне об этом беспокоиться, потому что всё, что мне необходимо в жизни, я получу. У меня достаточно ресурсов, возможностей, и всего прочего, чтобы жить комфортно в этом мире.

При отсутствии какой-то вот из этих составляющих – проблема с характером. Все хотят иметь в своих друзьях, в своих сослуживцах, в коллегах, близких людях проявления хорошего характера. Привлекателен такой человек.

Итак, это первая составляющая, которая даёт возможность вызывать доверие. А вторая составляющая – она очень простая и слишком её даже не надо комментировать. Это компетенция в какой-либо сфере. Скажем, если это профессиональная сфера, то даже если человек обладает хорошим характером, но он некомпетентен, нам не очень захочется с ним сотрудничать.

Компетенция тоже очень важна. Однако предпочтительнее всё-таки иметь хороший характер. Потому что компетенция – это дело наживное. Это проще, чем обрести хороший характер, потому что здесь надо очень сильно поработать, и мы замечаем, что всегда есть вот какой-то перекос вот в этой сфере.

С целями у нас тоже может быть очень сложно. Есть люди, у которых в жизни все происходит спонтанно. Работа – это куда его, так сказать, занесло. Семья – как-то тоже случайно сложилось. То есть человек живёт в таком вот состоянии: он не знает кто он, где он, что с ним. Это отсутствие вот этой вот целостности. Сложно ему доверять. То ли он сегодня будет с тобой, завтра он не будет с тобой. У него всё очень нецелостно.

Менталитет изобилия.

С таким человеком приятно иметь дело, интересно иметь дело. Потому что у него нет претензий. Что такое менталитет дефицита и как он проявляется? Если это в сфере финансов, то это означает, что денег всегда мало. Причём, вне зависимости от размера кошелька, всегда мало. Кажется, что сколько бы их не было, всё равно вот этот вот дефицит сохраняется. Если это проявляется в сфере взаимоотношений, то это тоже постоянные претензии. Потому что у меня чего-то не достаёт, мне чего-то не хватает и мне нужно это получить от тебя.

Самоосознание означает отделять себя от своих мыслей, от своих чувств, эмоций, возможность разотождествиться в какой-то момент.

Это только люди на это способны. То есть, иными словами, мы не есть наши мысли. Мы можем их наблюдать со стороны. Мы не есть наши чувства, эмоции. Мы можем отделять их от себя. Мы можем понять, что мы есть нечто отличное от нашего внутреннего мира и, уж тем более, отличное от тела. Сейчас, на сегодняшний день, чудеса современной медицины просто поражают. Могут сделать пересадку любого органа и фактически личность сама сохраняется. Вот в чём суть. То есть я останусь той самой личностью, несмотря на то, что что-то может меняться. Могут меняться все наши органы в теле, могут меняться наши мысли, чувства, эмоции – всё может измениться, но сами мы остаёмся той же самой личностью. То есть вот эта способность человека, она называется самоосознанием. Собственно говоря, на неё мы и будем опираться при развитии вот этого главного, первого, самого важного навыка, с которого всё начинается.

Итак, у нас есть некие представления о себе и некая неудовлетворённость. Уровень осознанной некомптенции – это начало образования, начало обучения, когда человек сознательно принимает позицию ученика. Он что-то ищет, он пытается получить какие-то знания, какую-то информацию, которая бы позволила изменить ему что-то в его жизни. И это означает, что есть некая неудовлетворённость. Эта неудовлетворённость и подталкивает нас к тому, чтобы мы искали позитивных изменений. И наши представления о самих себе, они формируются, фактически, благодаря некоему социальному зеркалу. То есть это произошло достаточно давно, фактически это началось с самого нашего рождения. Как только мы родились, то первые люди, которые близко с нами общались – наши родители – уже начали формировать наше представление. То есть мы через них начинаем понимать, кто мы есть в этом мире. В психологии есть такой термин интересный, его ввёл в своё время Эрик Берн. Этот термин звучит как «сценарий».

«Сценарий» означает бессознательный жизненный план, то есть у нас есть некие представления о том, кто мы в этом мире и подсознательные представления о том, как всё это будет разворачиваться, как будет раскручиваться наша жизнь, и даже чем она закончится.

Иногда мы знаем, какие будут обстоятельства в нашу жизнь приходить. Например, мы идём куда-то и уже знаем, какой будет результат. Есть теория самореализующихся ожиданий. Но в действительности у каждого из нас, в нашем сознании есть этот некий сценарный план. Эрик Бёрн писал: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». Сценарий жизни пишется сразу после рождения, к 4-м годам где-то он определяется, к 7-ми годам уточняются все существенные детали, к 12-ти годам он совершенствуется и потом просто проживается. В каждом сценарии есть герои, героини, злодеи, может быть какие-то второстепенные персонажи. Он может быть трагичным или весёлым, комичным, может быть скучным или интересным, вдохновляющим или, может быть, грустным. И когда мы вырастаем, взрослеем, мы забываем об этом. Я расскажу, как это вообще всё происходит.

Например, человек приходит и говорит: «Я не могу выступать публично, я вот стесняюсь. У меня всегда была такая проблема, что как только надо что-то говорить, я сразу теряюсь. Возможно, просто мама ему в детстве говорила: «Не высовывайся, на тебя люди смотрят!» И может быть, в силу этого сформировалось его такое вот отношение к самому себе, как к человеку, который не должен, это неправильно. И из некой лояльности из детской, он с этим соглашался когда-то. Но когда он вырос, это проявилось вот в таком вот качестве. То есть наши родители сыграли существенную роль в нашей судьбе, положив некие первые камушки, может быть, в рюкзачок, который мы на себя надели в детстве и потом с этим рюкзачком пошли. И таким образом, отношение родителей и после, все эти события, которые происходили в детском возрасте, очень сильное оказали впечатление на нас, эмоциональное впечатление. И после этого человек уже не может отделить себя от этих вот детских впечатлений. Он просто живёт в этом и всё. То есть он формируется как личность и потом как личность он дальше уже действует.

Детерминизм, предопределённость.

Со временем человек начинает отделять себя. Некая концепция детерминизма. Детерминизм означает предопределённость. То есть какая-то предопределённость в нашей жизни есть. Существует 3 вида предопределённости.

  • Первый вид предопределённости называется генетический детерминизм. Это означает, что у меня были определённые предки, и я, как их потомок, получаю определённые качества. Вот это влияние их сохраняю в себе. То есть как личность, как человек, я сформировался несколькими поколениями прошлыми. То есть у меня есть бабушка и дедушка, например. Они были кубанскими казаками. И поэтому у меня вот такой вот крутой нрав. Это генетический детерминизм. С клетками, с этими с генами, с этими ДНК я уже получил влияние своих прародителей.
  • Второе – это психический детерминизм. Это то, что у меня были определённые папа и мама. Они не просто папа и мама, они в каком-то смысле часть меня. У меня есть мужская сторона (правая), есть женская сторона, так сказать (левая). Они связаны с матерью, с отцом. Мы появились благодаря тому, что у нас есть родители. А также они ещё и нас воспитали. Умело-неумело, правильно-неправильно – не в этом суть. Но сила в том, что они очень сильное влияние оказали на нас. Это означает психический детерминизм.
  • И есть третий детерминизм – это детерминизм окружающей среды. Это означает, что у меня есть жена, которая, может быть меня устраивает, или не устраивает. У меня есть ребёнок. Может быть тоже мне б хотелось, чтобы он был таким или другим, но так или иначе, он уже есть. Есть начальник на работе, который руководит мной, с которым я тоже очень близко общаюсь. Есть глава города, президент страны, в которой я живу, и так далее. Это то, что сейчас влияет на меня. Это моя нынешняя некая система. Академик Павлов в своё время доказал что... мы совершенно не свободны. Он доказал, что у нас нет никакой свободы. То есть я отсюда взял, отсюда взял, отсюда взял и всё это во мне проявляется. И разные чувства я испытываю. Есть мои чувства, а в системе есть также некие такие феномены, которые говорят о том, что мы можем испытывать чувства разных наших родственников. Просто говорят: «Вот он очень на деда похож, да? Вот вылитый дед! У нас в семье никто не курит кроме деда, а вот дед курил, и он тоже курит, как дед». Мы можем даже видеть эту какую-то похожесть образов, характеров и так далее.

Итак, это интересная тема – разобраться во всех этих вещах, как вот, что на что влияет. Но, если мы слишком увлечёмся этой темой, то нам будет трудно понять, что мы на самом деле одновременно независимы от всего от этого. С одной стороны, мы связаны со всем этим, и мы находимся в зависимости от всего этого, от всех этих систем. Но с другой стороны, мы не связаны с этим, то есть независимы. Одновременно мы зависимы и свободны. Вот идея в том, чтобы нам проявить максимальным образом свою свободу. То есть нам иногда полезно увидеть, что вот есть такая вот карта. Вот я тут нахожусь. Вон там моя цель. Теперь я двигаюсь туда.

Итак, обычно люди, которые идею детерминизма очень сильно принимают, говорят о том, что изменить в жизни ничего невозможно, фактически. Потому что ты всегда находишься в зависимости. И они часто перекладывают ответственность, скажем: «Я не могу ничего! Я ни на что не способен!» «Почему?» «Ну, потому что посмотри: у меня вот такая вот жена...» Или, у меня родители вот такие... Все родственники вот такие... Или, я в таком городе живу... Таким образом, часто люди перекладывают свою ответственность. Не желая развиваться, они перекладывают свою ответственность на кого-то. Сейчас вот к психотерапевту приходит человек и говорит: «Вот сделайте мне, чтобы мне было хорошо! Вы не понимаете... Вы понимаете, что вы просто не можете понять, как у меня всё плохо!» Нет, ты должен сделать, чтобы тебе было всё хорошо! Ты должен поставить цель и так далее. То есть одновременно ты свободен. Здесь мы можем разбираться, можем что-то с этим делать, но в итоге человек должен понять, что он свободен, и двигаться вперёд.

Существует два отношения к жизни.

Вот это первое отношение – зависимое отношение. Это тоже является частью этой зависимости. Парадигма «ты», когда человек не свободен, он весь вот спутан и ничего не может. Он говорит: «Я вот такой вот слабый, я ни на что не способен, ничего не могу». Это реактивная модель. Реактивная модель что означает? Есть различные раздражители или стимулы в этом мире, и они вызывают реакцию определённую. Простой пример: я смотрю на солнце. Солнечный свет – это раздражитель. Что происходит, какая реакция? Глаз механически начинает закрываться. Или, скажем, вы гладите кошку по шерсти – она мурлыкает, ей это нравится. Против шерсти гладите – она беспокоится, сердится. Потому что кошка, она очень обусловленное существо. Она по-другому вести себя не может. И также, как и глаз, потому что мышцы глаза – это механизм определённый. Он просто реагирует и всё. Он не может без реакции. То есть здесь нету никакой свободы. Но в случае, когда мы говорим о развитых людях, между реакцией и стимулом должна быть дистанция. Эта цепочка должна быть разорвана. И она должна быть заполнена определёнными вещами. Вот эта реактивная модель – это как раз есть неэффективная жизнь. У кого-то жизнь хорошая, стимулирует его хорошо. У кого-то жизнь тяжёлая. То есть мы находимся в обстоятельствах определённых. Обстоятельства нас стимулируют. И наша внутренняя реакция, чаще всего, зависит от качества этих стимулов. То есть, вот он стимул, и вот она реакция пришла. Но идея в том, что человек, который стремится к высокой эффективности должен научиться эти вещи разрывать, отделять друг от друга. Они должны наполняться определёнными вещами.

Пример Виктора Франкла.

Очень интересный пример, который является классическим. Фактически, это классический пример для иллюстрации того, что должно произойти. Это пример известного австрийского психолога Виктора Франкла. Суть в том, что во время войны он и его семья оказались в концлагере. Что такое жизнь в концлагере – не для кого не надо объяснять. Это тяжёлые условия, это перспектива в виде газовой камеры. И фактически, там он потерял всю свою семью. И он заметил такую вещь, что погибают те люди, которые находятся в реактивной модели. То есть смотрите: условия жизни тяжёлые и, как правило, когда жизнь тяжёлая, что мы делаем? Мы подавляемся. Люди очень сильно деградировали в этих условиях. И они, те кто сильно деградировали, они первые кандидаты были в топку. Потому что никто там не хотел ни с кем особо церемониться. И он понял: «Если я нахожусь в таких условиях, если я поддамся этому внутреннему своему стимулу – быть грустным, подавиться и быть несчастным, то всё, никаких вообще шансов нет». И он подумал: «Есть ли какая-то свобода у меня здесь? Могу ли я выбрать реакцию сам? Или у меня нет никакого выбора?» То есть, должен ли я быть несчастным в условиях концлагеря или у меня есть какой-то выбор? Вот так он поставил вопрос. Для многих из нас это был странный вопрос. Ну конечно если ты в концлагере, как ты можешь не быть несчастным? Он подумал: «Должна быть какая-то вообще свобода?» И поскольку он был очень образованный человек, и плюс ко всему, он был духовный человек, то он подумал, что в этих условиях чем ещё можно заниматься, кроме как модификацией собственной психики. И он начал очень много работать над собой. Он входил в такое состояние, когда он представлял, что он читает лекцию студентам о жизни в концлагере. При этом он сам находился в тяжелейших условиях самого концлагеря. Но внутренне он отделялся от этих условий. То есть он занимал эту позицию наблюдателя. И он представлял, что он на кафедре читает студентам лекцию о том, как в концлагере, как психологически всё это переживать и так далее. И к чему это привело? К тому, что он настолько развил эту свободу внутреннюю. С одной стороны, тело его находилось в этих условиях, но психика его, внутренний мир, были отличны от этих условий. Это привело к тому, что обслуживающий персонал этого концлагеря заметил, что вот этот заключённый чем-то очень сильно отличается от остальных. Он какой-то не такой. Они заметили его и стали интересоваться им. И позже они обнаружили, что, оказывается, он и психотерапевт, и психиатр, и так далее. Это их заинтересовало, он был переведён как-то со временем на щадящий режим. При этом он поддерживал своих товарищей по несчастью и после этого даже другие все вот эти вот мучители, так сказать, тоже стали обращаться к нему за какими-то советами, за рекомендациями, за какими-то консультациями. То есть он выжил в этих тяжелейших условиях и позже написал книгу о том, что с ним произошло. Он преподавал дальше и является автором определённого направления в психологии.

Пример Виктора Франкла бросает некий вызов теории детерминизма тотального – что ничего нельзя поменять, что нет никакой нашей свободы. Потому что на самом деле здесь мы видим, что

человек имеет возможность при отсутствии внешней свободы сохранять внутреннюю свободу.

Вот, собственно говоря, термин «проактивность» принадлежит Виктору Франклу. Проактивность означает, что мы тоже реагируем на стимул или на раздражитель, но наша реакция предсказуема – мы можем сами выбирать реакцию.

И теперь проактивная модель, как выглядит она. Также есть стимул или раздражитель. Но между ним, этим стимулом, и между нашей реакцией есть дистанция. И вот эта дистанция называется «свобода», «свобода выбора». Из чего она состоит, эта свобода? Она состоит из четырёх составляющих.

  • Первая составляющая свободы – это самосознание: я отличен от своих чувств, я отличен от своих мыслей, я отличен от своих эмоций, это не я, потому что «Я» моё находится глубже. Я могу занять позицию наблюдателя. В психотерапии есть такая методика. Многие методики основаны на том, что человек, когда погружен в свои переживания, в свои эмоции, в свои вот эти чувства, он очень страдает... Но когда он начинает отделять себя от них, просто визуализировать их, ему уже становится легче. Это некая свобода. Это первый элемент свободы выбора.
  • Второй элемент – воображение. Воображение означает способность в уме своём создавать независимые образы. То есть вот эта моя реальность такова, но я могу представить, как могло бы быть, как бы я хотел. Я могу представлять другую реальность.
  • Третья составляющая свободы – это совесть. Совесть означает соотнесение своих мыслей, поступков, желаний в соответствие с фундаментальными принципами. А что такое принципы? Это универсальный, вечно существующий, постоянно действующий закон, который мы изменить не можем. Технически пытаясь нарушить его, мы можем разбить свою жизнь. Но поменять сам закон мы не можем. Принцип честности, принцип порядочности, принцип справедливости, «относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», чужое имущество как что-то нечистое воспринимай, не завидуй. Вот эти все принципы, они фундаментальны. И совесть означает соотнесение своих мыслей и поступков в соответствии с этими принципами.
  • И последняя составляющая свободы, четвёртая – это независимая воля. Это степень нашей возможности действовать не на основании стимулов, а на основании самоосознания, воображения и совести. То есть вот меня, например, чувства все влекут вот таким вот образом поступить или думать таким образом. Но я говорю себе: «Стоп! Это реакция. Я могу выбрать сам эту реакцию». Понимаете? Вот что такое проактивная модель. Это означает, что на улице может быть плохая погода, крещенский мороз, но свою погоду, внутреннюю, я выбираю сам. И вот эта степень свободы может культивироваться, развиваться. И это первый навык для человека, который способен жить эффективно. Без этого навыка мы не сможем пойти дальше. Мы не сможем, потому что все остальные навыки будут строиться на том, что я сам выбираю реакцию.

Итак, что же означает реактивность? Это зависимость и внутренняя пассивность, и также это безответственность. Что такое ответственность или безответственность? Тоже в самом этом слове содержится понимание. Ответственность происходит от слова ответ. Что такое ответственность? Это наш ответ этим происходящим событиям. Это и есть ответственность – принимаем мы или отвергаем. Мы можем принять, а можем отвергнуть. Соответственно, проактивность – это наоборот, независимость, это внутренняя активность, это работа определённая, безусловно, и это принятие ответственности за то, что происходит. Человек реактивный, он не способен принимать на себя ответственность. Он постоянно говорит, что кто-то другой виноват. Но сама система в обществе, в социуме, система обучения, наказания или поощрения, она говорит о нашей какой-то внутренней свободе. Если я нарушаю – я проезжаю на красный свет, сотрудник ГАИ останавливает и говорит: «Почему на красный свет проехали? Я вам выписываю штраф». Иными словами, он говорит: «Ты способен действовать не так». Я ему не могу сказать: «У меня бабушка, она всегда на красный свет ездила. У меня папа такой, что ого!» Я не могу ему этого объяснить. Он такие объяснения не примет, он скажет: «Ты – свободный человек, поэтому будь добр, ты можешь ездить правильно. Я тебя накажу, и это будет в следующий раз для тебя хорошим уроком».

Итак, смотрите, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что мы проактивны по своей природе, по сути по своей мы проактивны. И мы свободны. И одновременно с этим все детерминистские вещи влияют на нас, эти системы и так далее. Мы находимся во власти всех этих вещей. Но одновременно с этим мы в какой-то момент можем сказать «Стоп!» и изменить свою жизнь. Мы можем поменять сценарий своей жизни. Мы можем сами его писать в итоге! Он уже написан, но теперь мы можем переписать этот сценарий, по большому счёту. Это непростая работа, может кому-то потребуются на это годы, но в любом случае мы можем уже сейчас понять, к чему мы придём.

Итак, реакции, которые приходят в нашу жизнь, они бывают разными. Они бывают физическими, социальными, психологическими, и идея – в том, чтобы мы реагировали не реактивно. То есть реакция должна быть основана на принципах. То есть смотрите, опять мы возвращаемся к этим фундаментальным законам судьбы, к этим фундаментальным принципам, которые всё пронизывают, везде присутствуют. То есть если мы строим свою жизнь на основании этих принципов, то наша жизнь постепенно изменяется. Если мы просто тупо реагируем, как не очень развитые существа на эти стимулы-раздражители, то ничего не меняется.

Махатма Ганди говорил:

«Нас невозможно лишить самоуважения, если только мы сами его не отдадим».

Интересный, да, подход? То есть чаще всего мы уважаем себя или не уважаем в зависимости от того, как люди к нам относятся. Но на самом деле правильно также будет то, что люди относятся к нам так, как мы сами к себе относимся. Понимаете? То есть если мы меняем отношение к себе, люди меняют отношение к нам. Это тоже справедливо.

Элеонора Рузвельт:

«Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия».

Пример Кови.

И пример Кови приводит такой. Он читает семинар по проактивности, и одна женщина сидит в зале и в какой-то момент она соскакивает, начинает махать руками, что-то эмоционально очень говорить. Потом она садится, вступает в какой-то короткий диалог с людьми, которые рядом с ней сидят, и замолкает. Ну и во время перерыва, говорит, я к ней сразу же устремился. Как психолог, как тренер я хотел выяснить что же произошло, что было причиной такой бурной реакции. И она рассказывает такую вещь: «Вы знаете, я работаю у самого неблагодарного человека на планете. Этот человек никогда мне не сказал доброго слова. Он постоянно придирается ко мне, постоянно меня ущемляет во всём, постоянно обижает меня. Я всю себя отдаю вот этой работе и при этом я получаю вот такое от него постоянно негативное отношение. И тут приходите вы и заявляете о моей свободе. И вдруг я начинаю понимать, что я сама выбираю свою вот такую вот позицию, я сама выбираю свои обстоятельства, вот эту свою жизнь, взаимоотношения. Я позволяю ему так к себе относиться. Это мой выбор. И если я делаю другой выбор, то это означает, что и другая будет жизнь у меня». И она счастлива, она сидит и сияет, улыбается. Никто не может ничего нам сделать без нашего на то согласия.

Тот же Виктор Франкл, находясь в тяжелейших условиях, говорил, обращаясь к нацистам:

«Вы можете убить меня, то есть убить моё тело. Вы можете издеваться, вы можете причинить мне телесные какие-то боли и так далее, но мне вы ничего сделать не можете».

Понимаете? То есть с телом вы можете сделать всё что угодно, оно находится в вашей власти, но мне вы ничего сделать не можете. И что интересно – они, видя его такое отличие и от тела, и от мыслей, и от чувств, они начали уважать его. То есть это то, что спасло ему жизнь. Возможно, по своей судьбе он должен был и погибнуть там, но вот эта внутренняя работа, она изменила обстоятельства его жизни. Таким образом, ровно в той степени, в которой мы становимся проактивны, в той степени обстоятельства нашей жизни начинают меняться. В этот момент я могу сказать: «А почему я должен так реагировать на происходящее? Почему я должен вот тут вот так себя вести?» Например, почему я должен здесь проявлять какие-то свои негативные чувства? Я может быть не буду их проявлять. А здесь, наоборот, мне стоит сказать об этом человеку. Почему я должен подавлять в себе эти чувства? Я могу сказать: «Да, я тебя люблю, но сейчас, в настоящий момент, на то, как ты себя ведёшь, я испытываю гнев». Я тебе об этом говорю. Это означает некую смелость. Это означает: я выбираю сам реакцию на происходящее. И когда я выбираю сам реакцию на происходящее, то со временем происходящее становится другим.

Тот человек, который обретает способность действовать проактивно, он обретает способность влиять на мир.

То есть фактически, человек, который сумел подчинить себе свои чувства, свои мысли, свои эмоции, он обретает способность подчинять и как бы руководить другими людьми по-настоящему. И такие люди, они не зависят от обстоятельств этого мира. Все остальные люди находятся в рамках вот этих детерминистских моделей, всех этих систем, и они действуют фактически как марионетка. Итак, как понять степень нашей зависимости от реакций? Очень просто. Надо просто понаблюдать за нашей речью. Итак, люди, которые находятся в зависимости от реакций, употребляют выражения, снимающие с них ответственность. Ну, например: «вот такой уж я есть, ничего не поделаешь», «он просто выводит меня». То есть иными словами, когда человек говорит: «Вот такой уж я есть», он говорит: «Я детерминирован, всё». Или человек говорит: «Он просто выводит меня из себя! Я за себя не отвечаю!» То есть что он говорит? Он говорит: «Моей жизнью управляет некто другой». Фактически это так. То есть если он так сильно меня выводит, значит он такое сильное влияние на меня имеет, что он руководит моими эмоциями. Да, он может как-то вести себя по отношению ко мне, это его выбор. Но моя реакция – это моя реакция. И он не должен мной управлять. «Я не могу это сделать: у меня нет времени» – мной управляет дефицит времени. «Если бы только моя жена была более терпеливой!» – поступки других людей ограничивают мою эффективность. То есть моя эффективность, оказывается, ограничена моей женой.

  • Итак, первое – это речь. Она даёт понимание того, насколько мы проактивны или реактивны.
  • Второе – это то, что характеризует нас как реактивных или проактивных людей – некий круг нашей деятельности, в которой мы проводим больше времени.

Существует два круга – это круг забот и круг влияния. Внутри этого круга находится всё то, что нас заботит, поэтому его называют «круг забот». Например, меня заботит состояние учебного процесса, где мой сын учится, меня заботит моя заработная плата, меня заботит моё здоровье, меня заботит здоровье моих близких, меня заботит состояние мировой экономики, я беспокоюсь за то, как кризис развивается (не развивается), усилится (не усилится). Много что может заботить. Это всё входит в круг моих забот. У каждого из нас есть индивидуальный круг забот. Но что-то из этого круга находится под нашим прямым контролем, на что-то мы можем влиять уже сейчас. И вот внтури этого круга забот ещё один круг – это круг влияния. Итак, этот внешний круг – это круг забот, и внутри – это круг влияния. На что-то я могу влиять уже сейчас, на что-то я не могу повлиять. Допустим, у меня нет больших возможностей повлиять на процессы, связанные с мировым экономическим кризисом. Но на какие-то процессы я могу сейчас влиять. И в зависимости от того, сколько времени я провожу в круге влияния или в круге забот, зависит также моя внешняя жизнь.

Есть, соответственно, два подхода – проактивный подход и реактивный подход.

Проактивный подход означает, что я пытаюсь расширять круг своего влияния, решать те вопросы, которые сейчас мне доступны. Увеличивая свои ресурсы и средства, я пытаюсь его расширять, и тогда круг забот становится меньше, потому что многое из того, что находится в круге забот, оно попадает в сферу моего влияния.  Это парадигма «Изнутри – наружу».  Я расширяю свой круг влияния, и круг забот сокращается. Круг влияния усиливается, увеличивается. Это проактивный подход, основанный на парадигме «Изнутри – наружу». И есть другой подход – это реактивный подход, это парадигма «Снаружи – внутрь». То есть здесь, в данном случае, наоборот, я очень много времени провожу в круге забот, пытаясь решать вопросы, которые сейчас не находятся под моим прямым контролем. И тогда мой круг влияния сокращается, становится маленьким. Круг забот его раздавливает.

Поэтому существует три вида проблем, которые описываются. Первый вид проблем – это проблемы, которые находятся под нашим прямым контролем. Это круг влияния. Есть второй тип проблем – это проблемы, которые находятся под нашим косвенным контролем. Это круг забот. И есть третий вид проблем, которые вообще вне нашего контроля.

По большому счёту, наш ум находится под нашим прямым контролем? Иногда вот идёшь-идёшь и песня какая-то играет в голове, и почему она у меня сегодня играет целый день? Вот никак не отвязывается, вот привязалась и всё. Ум сам по себе автономно живёт. Какие-то желания там возникают иногда и они там и живут. Иногда даже наш ум не находится под нашим прямым контролем. Поэтому идея состоит в том, что человек обретает свои личные ресурсы, расширяет их, и он от самой сердцевины круга своего влияния работает. Понимаете? В самом центре нашего влияния состоит наша возможность реагировать так,  как мы хотим, и давать обещания, какие-то внутренние обеты и следовать этим обетам. И таким образом человек обретает могущество. В какой-то момент, если человек работает над собой, если он обретает определённое могущество, к нему начинают прислушиваться, с ним начинают считаться, к нему приходят, советуются, интересуются и так далее. Почему? За счёт чего это происходит? Люди начинают нуждаться в нём, они начинают к нему идти, интересоваться, они начинают считаться. Теперь его мнение становится значимым. Если вы изучите биографии великих людей в этом мире – это те люди, которые долгое время действовали в круге своего влияния и которые постоянно этот круг усиливали. Это не так, что какое-то время подействовал и всё. Это означает, что я постоянно действую. Что находится в моей власти сегодня? В моей власти находится моя реакция на происходящее, в моей власти находится какие-то средства, какие-то ресурсы, я могу посещать какие-то занятия, я могу работать над собой, могу заниматься самообразованием, могу давать обещания и исполнять эти обещания. Таким образом, моя вера в своё собственное могущество начнёт расти, потому что я уже что-то могу. Но если человек дал себе слово: «с завтрашнего дня я встаю рано и обливаюсь холодной водой» или «бегать я начну» и он не бегает, он утрачивает вот эту вот веру в себя. И как вы думаете, люди это чувствуют? Они это чувствуют, потому что всегда люди относятся так, как мы сами к себе относимся.

Но если человек развивает свои внутренние ресурсы, усиливает эти внутренние ресурсы, его круг влияния расширяется, а круг забот сокращается.

Вот в этом ещё суть.

Итак, первый шаг к решению всех наших проблем должен быть сделан именно в круге нашего влияния. Это первый шаг к нашей свободе, мы должны работать здесь.

Ну а теперь смотрите, что будет с теми ситуациями, которые находятся вне нашего контроля? Как правило, это ситуации из прошлого. Потому что в прошлом я совершил какие-то ошибки, теперь я получаю плоды. Но как относиться к ним? Если, допустим, с кругом забот мы что-то можем сделать – мы можем работать над собой, что-то мы можем как-то пытаться изменять, – с кругом влияния тут всё не в нашей власти. Здесь что нужно делать? Означает, что мы просто спокойно должны это принимать и просто проживать это и всё. И реакция наша должна быть тоже здесь совершенно выбираема нами. В конце концов, глубинное проявление нашей проактивности состоит в том, что мы выбираем – быть счастливыми или не быть счастливыми. И это не зависит от наших внешних обстоятельств. Потому что даже при наличии огромных обстоятельств, человек может не быть счастливым. И есть люди, которые не имеют больших возможностей, но при этом чувствуют себя изобильно, счастливо. Это состояние сознания.

«Иметь и быть».

Следующее, о чём бы я хотел ещё сказать, просто ещё сделать небольшой акцент – «иметь и быть». Человек реактивный думает, что ему нужно что-то иметь внешнее для того, чтобы он кем-то стал, кем-то был. Человек проактивный думает о том, каким он должен быть, чтобы иметь. То есть иными словами, ему инетерсно, если он, допустим, в сфере бизнеса хочет развиваться, то он изучает сознание успешных людей: какое оно, сознание, как они видят мир, как они настраиваются, как они живут. Он с ними. Если он хочет в другой какой-то сфере быть, в духовной жизни развиваться, он тоже имеет какие-то отношения, то есть он изучает людей, которые там, и он пытается действовать, находиться в этом же настроении. И тогда уже, вот эта матрица, она обрастает таким, грубо говоря, мясом. Со временем меняются вот эти обстоятельства жизни.

Но конечно, самый принципиальный выбор – даже несмотря ни на что, даже уже сейчас, сегодня мы можем быть счастливыми, и это находится в нашей власти. Сегодня уже мы можем это сделать. То есть у нас нет никаких проблем.

Образование, информация, общение – это очень важные вещи. Собственно говоря, жизнь человека меняется только благодаря общению. Вы должны учиться общаться с людьми, которые обладают какой-то квалификацией. Это очень важно. Ничего не мешает нам искренне улыбаться друг другу уже сейчас, просто почувствовать эту внутреннюю свободу и всё. В конце концов, счастье – это результат. Это результат проактивного выбора. И успех тоже. В конце концов, вся погода – социальная, физическая и так далее, – находится внутри нас. Мы иногда можем подумать: «Ну что вот мы тут собрались? Что мы можем реально сделать в этом мире? Как мы можем изменить что-то?» На самом деле, изменив своё сердце, мы можем изменить обстоятельства нашей жизни и жизнь вообще. Знаете, есть такая старая бенгальская поговорка: «Ты можешь изменить весь мир, если наведёшь порядок в своей стране. Ты можешь навести порядок в своей стране, если ты наведёшь порядок в своём городе. Ты можешь навести порядок в своём городе, если наведёшь порядок в своём доме, на своей улице. И ты можешь навести порядок в своём доме, если ты наведёшь порядок в своём сердце». Таким образом, убирая эти промежуточные звенья: «Ты можешь навести порядок в мире, наведя порядок в своём сердце».

Понимаете, мы все связаны друг с другом и вообще со всем этим творением. Мы связаны какими-то тонкими, невидимыми нитями. На самом деле каждый из нас связан со всеми. И когда человек меняет что-то внутри, то постепенно меняются обстоятельства жизни. Вот вы могли это заметить, когда кто-то решил поменять что-то в своей диете. Человек решил поменять что-то в своей диете, и сразу же близкие начинают на это как-то реагировать, начинают беспокоиться, волноваться, начинают об этом думать. Раньше их это не интересовало, но человек изменился, что-то изменилось у него, и их это начинает волновать. Или человек начал рано вставать, обливаться холодной водой. Все начинают об этом говорить. Друзья начинают говорить: «Ты знаешь, он там в прорубь нырял, может тоже попробовать?» Это тоже на них как-то начинает влиять. На самом деле все мы связаны со всеми. И мы можем на самом деле поменять что-то в этом мире, если мы вот здесь, в сердце своём, будем какие-то коррективы делать.

Еще одна важная вещь об ответственности: если мы что-то делаем в этом мире, мы должны быть готовы к тому, что будет обратная связь всегда. То есть, поднимая один конец палки, мы поднимаем другой. Речь идёт о том, что мы всё должны делать очень осознанно. То есть если мы совершаем какой-то поступок, мы должны быть готовы к тому, что придёт какая-то реакция за этот поступок. И идея в том, чтоб мы знали, какая будет реакция. Если мы всё-таки на это идём, то мы должны её принимать. Скажем, если поезд несётся и я стою у него на пути, то я должен быть готов, что за это будет реакция определённая. То есть моего влияния может не хватить, чтобы его остановить. Это тоже определённый элемент внутренней свободы. Когда мы осознанно идём на какие-то вещи, мы понимаем, какая будет реакция.

Часто мы, находясь просто под давлением своих желаний или желаний каких-то других людей, социальных каких-то вот этих стимулов,  совершаем какие-то неосознанные поступки и потом, когда приходит реакция, мы очень сильно удивляемся. Но мы должны осознанно жить. Мы должны знать, что за каждый поступок нам приходит какая-то реакция, и мы должны быть к этому готовы. Если мы не честны в отношениях, в деловых отношениях, например, то мы не можем избежать последствий. Интересно, что мы можем избежать последствий разоблачения, как нам кажется на первый взгляд, но последствий в осквернении нашего характера мы не можем избежать. Это означает: доверия будет меньше, а доверие – это такая тонкая вещь, она неощутима иногда. Вот просто одному человеку доверяют, а другому нет. А если человек раз обманул, два обманул, то потом уже слух пошёл, и никто ему уже не хочет доверять, понимаете? Здесь он подвёл, тут подвёл и всё, и уже это реакция определённая. Это реакция социума на наши изменения. Но если человек раз оправдал надежды, два оправдал надежды, тоже какая-то тонкая реакция идёт, и люди начинают к нему тянуться, начинают доверять ему. Что-то происходит такое, очень хорошее. Реакция мира будет приходить позитивная со стороны вот этого вот всего нашего творения.

Хочу ещё вернуться к той схеме эффективности.

Есть такая известная молитва:

«Господи, дай мне силы повлиять на то, на что я могу повлиять. Дай мне смирения принять то, что я не могу изменить. И дай мне разум отличить одно от другого».

О чём идёт речь? «Дай мне силы чтобы изменить то, на что могу повлиять» – потому что мы не всегда знаем, находится ли какая-то ситуация в кругу нашего влияния или она не находится. Поэтому мы всегда прилагаем усилия. Итак: «Дай мне силы для того, чтобы я мог изменить то, что возможно. Дай мне смирения принять то, на что я не могу повлиять. И дай мне разума отличить одно от другого». Фактически, речь идёт о чём? Эффективность – это баланс между результатом и ресурсом и средством. Результат – это какой круг? Это круг забот. Результат – это всегда круг забот. То есть он нам не принадлежит. Это золотое яйцо, которое мы можем получить. А ресурсы и средства – это какой круг? Это круг нашего влияния. Поэтому снова и снова усиливая круг нашего влияния, вкладывая деньги в своё образование, в своё здоровье, в отношения с людьми – деньги, силы, время, вкладывая свои ресурсы во все эти вещи и усиливая их, мы получаем больший результат. Мы чувствуем, что я это могу и это могу – это есть могущество. «Могу» означает, «я могу себе это позволить, я могу чего-то достичь». Почему? Ресурс очень большой. Я могу опереться на эти отношения. Мы должны уметь ценить отношения, ценить ресурсы, беречь своё здоровье, беречь здоровье близких, беречь время, усиливать эти ресурсы, и тогда результат приходит совершенно другой. Тогда наши желания исполняются, потому что у меня есть нечто, что я могу позволить себе. Могущество, «я могу» – это результат, это золотое яйцо. Таким образом, круг влияния – это как раз ресурсы и средства, круг забот – это результат. Вот степень нашей эффективности может проявиться таким образом.

Действуйте только в круге своего влияния, никого не критикуйте, не пытайтесь изменить других. Берите простые обязательства и выполняйте. Круг влияния – я даю какое-то обязательство и я его выполняю. И таким образом чувствую своё влияние больше. Я беру ещё одно обязательство и ещё выполняю. Это всегда в моей власти. Просто мне нужно этого захотеть, решить, позволить себе это.

Берите простые обязательства и выполняйте. Работайте над собой. Думайте о том, каким мне необходимо быть, а не о том, что мне нужно заиметь. Следите за тем, как вы реагируете на транспортные пробки, раздражение клиента или капризы ребёнка. Следите за речью других и за своей собственной. И определяйте, какой подход, реактивный или проактивный, она демонстрирует.

Я хотел уже в самом конце, как эпилог, прочитать вам цитату Самуэля Джонсона, английского поэта 18-го века.

«Фонтан успеха должен забить в нас самих. Тот же, кто столь несведущ в человеческой натуре, что ищет счастья, изменяя кого угодно, кроме самого себя, потратит жизнь на бесплодные усилия и преумножит беды, от которых стремится избавиться».

Источник.